×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Развивающие занятия для самых маленьких

  • Д.р.: 2013-08-20
  • Вес: 680г
  • Гестация: 25 недель
1 год 8 мес. назад #783

Одни из самых первых занятий с малышом.
1. Волшебный мешочек. В красивый непрозрачный тканевый мешочек складываем лоскуты ткани разной фактуры, кусочки губки, небольшие предметы из дерева, пластмассы. В общем, всякую мелочь разной формы и фактуры. Достаем на начальном этапе своей рукой и даем потрогать и рассмотреть ребенку. Позже, когда ребёнок привыкнет, не будет бояться, пусть достает сам. Занимаемся, пока ему интересно. Хоть и 2 минуты сначала. Следим, чтобы ничего не проглотил и не засунул в уши, нос.
2. Учим сортировке по одному из признаков (фактура, цвет, форма, размер). Нужно взять предметы, которые отличаются именно одним из этих признаков. Если найдете, можно купить. Для цветов можно использовать наборы круглых магнитов.
Можно сделать самому:
А) вырезать из цветного картона: круги, квадраты , треугольники, шестиугольники по 3-5штук разного размера и разного цвета: 3-5 красных, 3-5 желтых, 3-5 синих, 3-5 зелёных.
Б) сделать аналогичные объемные заготовки из пластилина, дерева, картона.
Само занятие. Берем основу белого цвета без рисунков (тарелка, миска). Берём по 3-5 кружочков одного диаметра двух разных цветов (3 красных, 3 желтых). 1 красный достаем и кладем на стол, потом берем его и кладем в одну тарелку, аналогично поступаем с желтым (на стол и в другую тарелку). Потом берём руку ребенка в свою руку и проделываем то же самое. Сделали, убрали. Когда ребёнок научится этому, усложняем: смешиваем кружочки, даём достать из общего количества и положить в нужную тарелку. Аналогично проводим сортировку по размеру, форме, фактуре. Доводим до автоматизма 2 цвета (размера , формы) , только потом добавляем третий. Важно! Использовать тарелки (миски, корзинки), чтобы предметы не валялись сами по себе; использовать белую основу, чтоб не путать ребенка.
3. Учим ребенка соотносить картинки с предметами и фигурками. Для этого используют карточки с их изображениями и сами предметы (игрушки, овощи, фрукты, посуду и тд). Начинать с 2 картинок, добавлять по 1.
4. Даём под присмотром дотронуться до различных круп в тарелке (моя дочка очень боялась манки). Для начала, дотронулись ладошками, убрали и руки, и крупу.
5. Учим играть с игрушками. Укачиваем и укладываем спать кукол, кормим их. Показываем мини спектакли из игрушек (3-5 минут).
6. Учим рвать бумагу на полоски, кусочки, катать из неё шарики.
7. Берем 5 литровую бутыль из под воды, вырезаем в ней круглые отверстия разного диаметра, обклеиваем из скотчем (чтоб не были острыми края). Вместе с ребёнком просовываем в них разные предметы (шарики, крышки от пластиковых бутылок и тд). Усложняем задание. В горлышко пластиковой бутылки опускаем счетные палочки, спички и тд.
8. Делаем ежиков из спичек и пластилина, спичек и ситечка.
9. Учим соотносить предметы с их очертаниями (тени). Лучше начать с элементарных. Круг, квадрат, треугольники, шестиугольник. Для этого можно использовать плоскостные заготовки, можно объемные.
10. Играем в "ку-ку". Накрываем свою голову платком, стягиваем его, улыбаемся и приветствуем ребёнка. Потом платком накрываем голову ребёнка, стягиваем, приветствуем . Потом то же самое с любимой игрушкой.
11. Катаем шарики из пластилина и раздавливаем их пальчиками.
12. Катаем между ладонями и ладошкой по столу карандаш, лучше с гранями.
13. Используем прищепки для белья (тренируем пальчики).
14. Учимся дуть (на кусочек ваты, свечку и тд).
В перерывах между заданиями можно танцевать, катать мячик по полу, катать шарики по наклонной поверхности, двигать кубики по плоскости, складывать кубики, собирать пирамиду, стаканчики, катать машинку.
Все материалы для каждого задания достаем из пакета, коробки и тд. По окончании все убираем туда же (не скидываем в сторону). Занятия лучше проводить за столом (стульчик для кормления). Если ребёнок сам не сидит, тогда на полу и лучше, чтоб было 2 взрослых. Начинать с минимального времени. Чтобы ребёнок заинтересовался. Хоть с 5 минут все занятие. Лучше по одному заданию, но несколько раз в день. Когда ребёнок поймет, что это занятие и что надо делать, время увеличивать. Смотрите по ребенку. Кому-то и 30 минут интересно, кому-то и 10 на все задания хватит. Поэтому рекомендуется чередовать задания на логику и усидчивость с физической активностью.
Каждое задание обязательно доводить до конца. Для этого она не должно быть долгим по времени (2-5минут) и по количеству подзаданий.
Каждое выполненное задание поощряем бурными эмоциями и аплодисментами. Детям это очень нравится. И как можно чаще поем, танцуем с ребёнком, рассказываем обо всем, комментируем.

  • Д.р.: 2013-08-29
  • Вес: 810г
  • Гестация: 27 недель
1 год 7 мес. назад #795

Очень грамотно все расписано. Такими занятиями не стоит пренебрегать. Наша речь находится на кончиках наших пальцев. Стимулируя моторику рук, мы развиваем и речь. С крупами мы еще играли - в большую миску насыпала разные крупы по размеру и текстуре и фасоль. Потом туда закапывали мелкие игрушки или предметы и малыш искал их - конечно внимание ребенка концентрировать на игрушках и внимательно следить за техникой безопасности. Если малышу не интересно и он увлекся крупами, то лучше это отложить.
С прищепками тоже очень много всего интересного можно придумать. Делать солнышко, ежика. А можно круг разделить на сектора разного цвета и использовать разные прищепки.
Кроме того, нельзя забывать, что усвоение языка, формирование речевых способностей у детей в первую очередь идет с родительского голоса. Поэтому обязательно все комментируем и рассказываем. Если ребенок заинтересовался предметом или игрушкой (даже во время занятий), обязательно нужно уделить время и рассказать ему про этот предмет. Например, это мячик. Мячик круглый. Мячик катиться (и показать как это происходит). И таким образом помогаем малышу познать окружающий мир.
Вот несколько ресурсов, которые могут помочь в выборе занятий и игр
vk.com/doshkolnick
vk.com/zaykinaskazka
vk.com/brainy_kid
vk.com/rrdetok

Очень хорошая серия книг для детского творчества "Это может ваш малыш". Их можно скачать в интернете www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3057187

И как выше написала Вика, обязательно не забываем хвалить за правильный ответ и выполненное задание. Хлопайте в ладоши и эмоционально показывайте, как вам нравится.

Последнее редактирование: 1 год 7 мес. назад от Татьяна.
  • Д.р.: 2013-08-20
  • Вес: 680г
  • Гестация: 25 недель
1 год 4 мес. назад #859

Ещё одно очень важное занятия для совсем малышей, пока они лежат спокойно в кроватке.
Надо на белом листке бумаги нарисовать (начертить) правильные геометрические формы одного вида, т.е. только точки, только круги одного диаметра, только квадраты одного размера, только прямые (косые, ломаные, извилистые и т.д.) линии и т.д. Каждый листок подвешивать над кроваткой в течение дней 5-7. Ребенок лежит и концентрирует внимание, взгляд, сосредотачивается. Лучше изображать фигуры маркером черным.

Последнее редактирование: 1 год 3 мес. назад от Вика.
  • Д.р.: 2013-08-20
  • Вес: 680г
  • Гестация: 25 недель
1 год 4 мес. назад #869

КОЛЛЕКЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее редактирование: 1 год 4 мес. назад от Вика. Причина: Дополнение
  • Д.р.: 2013-08-20
  • Вес: 680г
  • Гестация: 25 недель
1 год 3 мес. назад #938

Ещё немного о черно-белых картинках

Черно-белые картинки для новорожденного, или зона развития вашего малыша

Чем полезны черно-белые картинки?
Изучение черно-белых картинок помогает сформировать:

цветоощущение;
поле зрения;
остроту зрения;
контрастную чувствительность.
Период от рождения до полугода, является активной стадией для формирования системы зрения новорожденного. Поэтому, визуальная стимуляция благоприятно сказывается на общем развитии новорожденного.

Какие картинки выбрать?
В действительности условия данной методики, позволяют воспользоваться своей фантазией, единственное условие при создании своих видов черно-белых заготовок, учитывайте правила использования. Совсем не сложно найти черно-белые картинки для распечатки, либо перерисовать их. При выборе картинок можно ориентироваться на возраст новорожденного:

Первый месяц жизни
несложные геометрические фигуры;
точки, клетки;
прямые, волнистые и ломаные линии.
До 3 месяцев включительно
очертания животных;
фигуры разных размеров и очертаний.
Период от 3 до 4 месяцев
усложненные формы;
нарисованные эмоции;
От 4 месяцев до 6
несложные орнаменты;
ковровые узоры;
роспись хохломой.
Граница использования только черно-белого варианта 4 месяца, после 4 месяцев можно добавлять другие цвета.

Важно! Не стоит зацикливаться на развитии только зрительного восприятия. Для полноценного совершенствования вашего крохи, необходимо уделять внимание развитию всех органов чувств.
Куда вешать картинки и как правильно с ними заниматься?
Развивать ребенка с первых дней жизни получается не у всех. Мне, как консультанту по грудному вскармливанию и уходу за новорожденным, кажется, что в первые месяцы жизни стоит сосредоточить свое внимание на привыкание к новой роли. Ведь у вас столько изменений в жизни в связи с рождением ребенка.

Нужно научиться успокаивать и баюкать малыша, помогая ему крепко спать. Это задача непростая и требует вашей чуткости и внимания.

Нужно быть немного впереди, зная потребности ребенка и быть готовой к новому этапу его развития. Вообще, активно включая ребенка в свою жизнь вы создаете необъятное поле для его развития.

Интересно! Зона ближайшего развития — область дополнительного развития ребенком новых знаний с помощью взрослого, которая не способна раскрываться при индивидуальной деятельности без участия взрослого.
Представьте, что ребенок у вас на руках, а вы вместе с ним делаете какие-то дела по дому: нагибания, приседания, рассказы, уверенное держание ребенка на руках и в каждый момент ребенок включен в эту жизнь: где-то сгруппирует ноги, где-то посильнее напряжет спинку, где-то расцветет от вашего рассказа и ласкового слова в его адрес.

Это гораздо лучший источник развития чем кроватка, увешанная черно-белыми картинками и одиноко лежащий в ней младенец с пустышкой.

С другой стороны, при адекватном подходе, когда картинки и черно-белые узоры просто присутствуют в жизни ребёнка, но без перекосов – можно использовать и их.

Если не проводить систематично занятия с картинками, результат не будет виден. Остается включить активные занятия с черно-белым наглядным пособием в повседневный график и правильно подобрать места куда эти картинки прикрепить.

Вот несколько идей, куда повесить черно-белые картинки:

Кроватка малыша:
мобиль;
стенки кроватки.
Игровой вариант:
Самодельные кубики с подобранными картинками;
Книжка своими руками или карточки распечатки;
Напольный коврик имеющий черно-белый узор.
Зона активного передвижения:
Двери;
Окна;
Стены;
Холодильник;
Зеркало.
Это всего несколько предложенных мной идей, но не забывайте — четких границ и правил нет, поэтому включайте свою фантазию и помогайте своему новорожденному развиваться в забавной игровой форме.

Если у вас появилось желание помочь малышу в его развитии, необходимо учесть несколько правил как лучше использовать развивающие черно-белые картинки для новорожденных:

Начните с простого: познакомьте вашего новорожденного с самыми простыми черно-белыми элементами (линий, окружностей);
Много и часто это плохо. Не проносите перед взором младенца картинки слишком часто, глаза новорожденного быстро утомятся и он начнет нервничать. Не развешивайте слишком много картинок по квартире, так они перестанут привлекать его внимание, став элементом интерьера;
Используйте активное время малыша. Развивайте внимание вашего малютки в период активного бодрствования: когда он лежит на животике, или смотрит на движущиеся элементы мобиля или проходите с ним на руках мимо картинок;
Не забывайте менять картинки. Рекомендуемый период для активного восприятия картинки 3 дня. Старайтесь менять их в данный срок, при этом, если уловили заинтересованность ребенка к определенным узорам — не спешите менять картинку, пусть кроха изучит ее в свое удовольствие;
Усложняем задачу. Когда новорожденный привыкнет к постоянным зрительным нагрузкам, можно добавить новое упражнение — малыш фиксирует взгляд на черно-белом рисунке, а мама медленно передвигает картинку вправо-влево, а также вверх-вниз.
Развитие должно быть как игра. Никаких перенапряжений, следите за поведением новорожденного и не давайте ему устать от картинок. Иначе ваш кроха начнет негативно реагировать на появление черно-белых узоров.